Правила торговли по образцам

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров Республики Беларусь
15.01.2009 № 31
(в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь)

ПРАВИЛА
продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам

1. Настоящими Правилами регулируются отношения между покупателями и продавцами при осуществлении розничной торговли по образцам.
2. Для целей настоящих Правил применяются термины и их определения в значениях, установленных законами Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839; 2008 г., № 170, 2/1463) и от 8 января 2014 года ”О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 2/2126), техническим регламентом Таможенного союза ”О безопасности пищевой продукции“ (ТР ТС 021/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, а также следующие термины и их определения:
покупатель – физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее товары для личного, семейного, домашнего и иного
подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
продавец – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие розничную торговлю;
торговля по образцам – форма розничной торговли, осуществляемая без (вне) торговых объектов, путем продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее – договор), заключаемому без одновременного физического присутствия продавца и покупателя, на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг операторов почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами до момента и в момент заключения договора.
3. При осуществлении розничной торговли по образцам не допускается продажа:
— алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
— биологически активных добавок к пище;
— бывших в употреблении одежды и обуви;
— ветеринарных средств;
— лекарственных средств;
— оружия и патронов к нему;
— пиротехнических изделий бытового назначения;
— семян мака;
— табачных изделий;
— ювелирных и других бытовых изделий, сусального золота и сусального серебра, монет из драгоценных металлов, мерных слитков и ограненных драгоценных камней.
Продажа по образцам скоропортящейся пищевой продукции и пищевой продукции для питания спортсменов допускается только при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется продажа и (или) хранение такой продукции, а также в случаях, когда продавцом является изготовитель такой продукции, независимо от наличия у него торгового объекта.
4. До момента заключения договора продавец должен в обязательном порядке довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о себе и о предлагаемых товарах:
— наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица;
— если продавцом является индивидуальный предприниматель – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, место жительства,
— информацию о государственной регистрации, а также наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
— режим работы;
— наименование товаров;
— указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товаров (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам), если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза;
— сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении пищевых продуктов – о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, – калорийность, наличие витаминов), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты),
— сведения о специальных свойствах (специальные питательные свойства, показания и противопоказания к применению отдельными возрастными группами населения, а также при отдельных видах заболеваний) пищевых продуктов, заявленных свойствах специализированных пищевых продуктов при наличии документов, подтверждающих заявленные свойства;
— цену, условия приобретения и оплаты товаров, а также способы оплаты товаров;
— способы и сроки доставки товаров;
— цену и условия оплаты доставки товаров;
— гарантийный срок, если он установлен;
— рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению, пищевых продуктов в случае, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевых продуктов;
— дату изготовления, если иное не предусмотрено законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза, а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
— наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации на территории Республики Беларусь, представителя, ремонтной организации; если изготовителем (представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель либо ввоз товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации на территории Республики Беларусь был осуществлен индивидуальным предпринимателем, – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя;
— страну происхождения товаров, если она не совпадает с местом нахождения (местом жительства) изготовителя;
— сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
— количество или комплектность товаров;
— сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза;
— информацию о том, что товары были в употреблении или в них устранялся недостаток (недостатки), в том числе об имеющихся в товарах недостатках, размещаемую с наименованием товара;
— информацию о том, что товары являются конфискованными или обращенными в доход государства иным способом;
— информацию об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию (для непродовольственных товаров, срок службы и (или) срок хранения которых истекли, но реализация которых разрешена в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь);
— наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица, уполномоченного продавцом или законодательством на доставку товаров, а также на установку, подключение, наладку и пуск в эксплуатацию технически сложных товаров бытового назначения, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет в части самостоятельного выполнения этих работ покупателем; если указанные услуги, работы выполняет
индивидуальный предприниматель – фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя и место жительства индивидуального предпринимателя;
— информацию об условиях, сроках и порядке расторжения договора в случае одностороннего отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата товаров и расходах, связанных с возвратом товаров, которые возлагаются на покупателя; о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары; о фактически понесенных расходах, связанных с исполнением обязательств по договору, которые возлагаются на покупателя;
— иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателям.
5. При передаче товаров продавец должен предоставить покупателю:
— информацию о фасовщике и упаковщике товаров (для товаров, фасованных и упакованных в потребительскую упаковку не в месте их изготовления);
— штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством;
— необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами, в том числе ухода за ними, если это имеет значение исходя из характера товаров.
6. Информация, предусмотренная абзацами вторым – четвертым, седьмым – десятым, тринадцатым, четырнадцатым, восемнадцатым – двадцатым пункта 4 настоящих Правил, доводится до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в сети Интернет, используемых для описания товаров. При этом информация о цене товаров и цене их доставки доводится в этих информационных источниках шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в описании товаров. Иная информация, предусмотренная абзацами пятым, шестым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым – семнадцатым и двадцать первым – двадцать третьим пункта 4 настоящих Правил, может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя доводится до его сведения в письменной форме способом,
определенным соглашением сторон.
7. При осуществлении розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет через интернет-магазин информация, предусмотренная в пункте 5 настоящих Правил, о способах оплаты товаров, а также о дате регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь размещается на главной странице сайта интернет-магазина.
Формы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств, размещаются на сайте интернет магазина.
8. Предложение товаров при осуществлении розничной торговли по образцам признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.
Договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным с момента получения продавцом акцепта покупателя, направленного посредством телефонной, почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет, а также в иной форме, не запрещенной законодательством, позволяющей достоверно установить, что акцепт исходит от покупателя.
С момента акцепта оферты изменение существенных условий договора допускается только с согласия покупателя.
9. Оплата товаров и услуг при торговле по образцам осуществляется
в форме наличного и (или) безналичного расчета в установленном
порядке.
10. Покупатель до передачи ему товаров вправе в одностороннем
порядке отказаться от исполнения договора при условии возмещения
продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением
действий по выполнению договора.
11. Передача покупателю товаров может быть произведена в месте,
указанном в договоре, а если место передачи товаров договором не
определено – по месту жительства покупателя или иному указанному им
адресу, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
12. Продавец обязан передать товары покупателю в порядке и сроки,
установленные в договоре.
В случае, когда договор заключен с условием доставки товаров
покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить
товары в место, указанное покупателем, а если место доставки товара
покупателем не указано, – в место жительства покупателя.
Доставка товаров в место, указанное покупателем, может быть
произведена путем их пересылки почтовым отправлением или перевозки
любым видом транспорта, в том числе с использованием услуг третьих
лиц.
13. В случае, если доставка товаров произведена в установленные
договором сроки, но товары не были переданы покупателю по его вине,
повторная доставка товаров производится в новые сроки, согласованные с
продавцом, при условии оплаты покупателем стоимости услуг по доставке
товаров и возмещения расходов, понесенных продавцом при
первоначальной доставке товаров. Если стоимость услуги по доставке
товаров включена в стоимость товаров, покупатель обязан возместить
продавцу расходы, связанные с их повторной доставкой.
14. Продавец обязан передать покупателю товары, потребительские
свойства, качество, количество, ассортимент, комплектность и
потребительская упаковка которых соответствуют их описаниям,
содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или
7
представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в
том числе в сети Интернет, требованиям законодательства, технических
регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского
экономического союза и условиям договора.
Одновременно с товарами покупателю должны быть переданы
относящиеся к товарам документы (технический паспорт, инструкция по
эксплуатации и другие).
15. Если при передаче товаров покупателю не предоставлена
возможность получить необходимую и достоверную информацию о
товарах, предусмотренную пунктами 4 и 5 настоящих Правил, либо в
передаваемых товарах обнаружены недостатки, либо передаваемые
товары не соответствуют требованиям пункта 14 настоящих Правил
покупатель вправе отказаться от принятия и оплаты товаров без
возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой таких товаров, а
если они уже оплачены, – потребовать возврата уплаченной денежной
суммы.
16. Собственники (владельцы) информационных ресурсов,
предоставляющие продавцам услуги, связанные с осуществлением ими
торговли по образцам через интернет-магазин, оказывают покупателям
содействие в защите прав потребителей путем предоставления
информации о продавце (наименование и место нахождения организации,
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
индивидуального предпринимателя, сведения о государственной
регистрации организации, индивидуального предпринимателя), в передаче
продавцу претензии покупателя в случае необоснованного отказа
продавца принимать такую претензию, а также фиксируют факт
обращения покупателя.
17. Продажа товаров при осуществлении розничной торговли по
образцам в части, не урегулированной настоящими Правилами,
регулируется правилами продажи отдельных видов товаров,
осуществления общественного питания, утверждаемыми Советом
Министров Республики Беларусь

Удачных и приятных покупок!